energobar (energobar) wrote,
energobar
energobar

Categories:

Как в 1922 году возобновились пассажирские перевозки казанским трамваем

В 1894 году открылось трамвайное движение в Казани по линиям конки, которая находилась в концессии Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог. Название звучит несколько таинственно, хотя все дело в тонкостях перевода — "Societe anonyme" в переводе с французского означает всего лишь "открытое акционерное общество".


18 ноября 1899 года на улицах Казани появился первый электрический трамвай. Специальная электростанция для трамвайной тяги была построена в 1914 году на берегу Кабана, где сейчас стоит стоянка театра имени Г. Камала.


В начале 1918 года рабочие, входившие в профсоюз металлистов, потребовали повышения зарплаты у алминитрации трамвайного общества. В то время трамвай еще принадлежал Анонимному Бельгийскому обществу конно-железных дорог. Его администрация (директор Соколовский Г.Л. и заведующий технической службой де-ля-Шерлери), которая с первых дней проявляла определенную лояльность новой власти, отказались выполнять эти требования, обосновывая свой отказ экономическими расчетами и тяжелым положением трамвайного хозяйства. Начались долгие переговоры.


9 апреля 1918 года рабочие отстранили администрацию от управления трамвайным хозяйством Казани и ходатайствовали перед местным Советом депутатов и Советом городского хозяйства о принятии трамвая в свое ведение и повышении проездного тарифа. Представителем рабочих был избран комиссар Жуков, которому удалось добиться повышения тарифа, но брать в свое ведомство трамвай Совет городского хозяйства отказался.


Соколовский Г.Л. 25 апреля обратился в Всероссийский СНХ с заявлением, что Комитет рабочих забрал у общества Трамвайное предприятие, незаконно устранив Управление Общества в лице директора и ответственного агента в России. «Так как захват предприятия рабочими является актом не закономерным и нарушает постановление Народного Правительства о недопущении захватов рабочими промышленных предприятий, сим прошу сделать соответствующее распоряжение о возврате предприятия и забранного имущества Обшеству о восстановлении в правах уполномоченных Общества и о немедленном производстве описи всего забранного служащими и рабочими имущества Общества», - писал директор.


Обращение осталось без ответа и управление трамваем перешло в руки коллегии и внутреннего комитета рабочих и служащих Казанского трамвая. Лояльные анонимному обществу технические специалисты были отстранены от управления трамвайным хозяйством.

К концу 1918 года пассажирские перевозки прекратились. Тариф был не по карману большинству населения, энергетическое хозяйство было в плачевном состоянии, подвижной состав насчитывал лишь несколько единиц.


В 1922 году городские власти обратились к «старым кадрам» в лице Ипполита Ипполитовича Брюно (кстати, преподавателя С.М. Кирова в училище ) с просьбой возглавить техническую службу восстановления коммунального хозяйства города. В мае 1922 года полною мощь задымились котлы трамвайной электростанции, были отремонтированы пути и подвижной состав. По городу, как в былые времена, звонкими голосами извещая о себе пассажирам, побежали трамвайные вагоны.(Фото из  https://pastvu.com)
Tags: 100 лет, 100-летие, Брюно, ГОЭЛРО, История, Казань, Соколовский, Тариф, Трамвай, Электрификация, Электричество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments